Вы здесь

Организация образования в передовых странах

В Финляндии не принято сравнивать уровни знаний учеников – в одном классе могут учиться дети разных возрастов. Детей учат ориентироваться в жизненном пространстве и обрабатывать информацию. На уроках труда они могут изготавливать электрогитару, а математику изучают, не складывая дроби, а высчитывая скидки.

В финских школах не изучают таблицу умножения, для этого есть калькулятор, на который учителя смотрят дружелюбным, а не враждебным взглядом. На экзамены можно приносить любые учебники или справочники. Важно показать, как ты можешь ими пользоваться, в том числе и Интернетом. В типичной финской задаче следует определить стоимость гитары, которую уценили сначала на 20%, а потом ещё на 10%.

В Финляндии вообще устранён институт школьных инспекторов, учителя не пишут никаких отчётов, каждая школа сама определяет, по каким учебникам учить и сколько времени отводить на изучение каждой темы.

Финские учителя, довольные жизнью, учат детей любить жизнь. В школах мало
проблем с дисциплиной, потому что урок больше напоминает домашнюю застольную беседу. Здесь не чувствуется отчуждения ученика от учителя. Они не враги. Никому не хочется плодить обозлённых неудачников, готовых всю жизнь вымещать свою злобу на тех, кто живёт в достатке, ездит на хороших машинах, изысканно одевается.

А как в других странах?

В Англии учителя слишком увлекаются тестами, что приводит к снижению сообразительности.

В Венгрии принято работать командами. Школьники получают избыток групповых заданий, причём большинство демонстративно отлынивают от их выполнения. Всю работу проделывают два-три наиболее ответственных ученика, у которых остальные списывают.

В Словении каждую четверть ученики с родителями ставят оценки учителям и передают их директору в запечатанном конверте. От этого зависит зарплата учителя.

Латвийские учителя слишком много внимания уделяют личности и особенностям каждого ребёнка, что тормозит обучение всей группы.

В Японии обучение связано с большим количеством стрессов, поэтому подростки выплёскивают свою агрессивность вне школы. Школьники не списывают и не подсказывают, так как это считается признаком дурного тона. И если увидят, что это делает кто-то другой, немедленно по павлико-морозовски донесут учителю. На вопрос учителя, кто сломал парту, поднимается сразу пять рук и ответ зазвучит наперебой: это сделал Имадзуми.

Фишка в России – зубрёжка. Ученики полагаются не столько на знания, сколько на везение: а вдруг не спросят?! И всё время вспоминают, как хорошо было раньше, во времена бабушкиных гимназий. Советская система школьного образования, в которой многие из нас выросли и о которой вспоминают с ностальгической теплотой, была жёсткой, как деревянная скамейка, и строилась на унижениях. Учитель мог творить, что хотел. Слабых учеников унижали при всём классе, а их родителей – на родительских собраниях. Презрительное отношение учителей к троечникам передавалось детям, которые, в свою очередь, добавляли дров в костёр того ада, где им приходилось выживать, словно в джунглях.

В США тестируется возможность человека быть самостоятельным студентом и будущим ответственным работником. Американская система не гарантирует выдвижения на первые роли лучших из лучших. Она вычленяет не лучших, а самых адекватных, тех, кто лучше всех вписывается в эту систему, способствуя её развитию и не разрушая её основ.

Ирландские школы видят цель в другом: сформировать свободную и истинно интеллигентную личность с отличительной манерой держаться, способную интегрироваться в социум любого уровня, вести полемику, созидательную деятельность, находить компромиссы и выходы из конфликтных и безнадёжных ситуаций. Одновременно ребёнку прививают высокие моральные принципы, укрепляют физическое здоровье и развивают умственные способности.

Продолжают говорить об особой Китайской модели воспитания детей матерями-тигрицами с жёсткой дисциплиной, военным режимом, без вольностей и с целью воспитать победителя. В Китае проводят эксперимент. Ученикам позволяют даже брать хорошие оценки в долг. Ученик, не получивший на контрольной желаемой оценки, может попросить учителя добавить ему недостающие баллы с условием, что следующую контрольную он напишет на один балл лучше предыдущей. Если этого не происходит, то на следующий раз ему предстоит наверстать два, три и т.д. баллов, пока он не вернёт накопившуюся ссуду с процентами. Капитализм, так резко здесь рванувший вверх, наложил отпечаток и на образование. А как иначе двигаться вперёд!?

В Сингапуре определены семь результатов, которые дети должны получить к моменту окончания школы. Это – уметь размышлять и выражать свои мысли, отличать хорошее от плохого, строить дружеские отношения, любить Сингапур, проявлять живой интерес к вещам вокруг, не быть инфантильными.

Во многих странах главной целью реформ ставят триединство: либерализация, децентрализация и свободомыслие. Но это всё… – лозунги политические. Они не очень применимы к школе, так как многократно использованы и без особого успеха.
У школы должны быть другие цели: умизация, современизация и финансизация.